Современные художницы об эпатаже, опрятности, стереотипах и любимых вещах (нет, это не берет)
Мода сильно завязана на искусстве, а стиль творцов влияет на нее не меньше, чем картины. Вспомнить хотя бы Сальвадора Дали, Фриду Кало или Марселя Дюшана, чьи гардеробы были предметом обсуждения и вдохновения. Поговорили с современными художницами о том, насколько важен этот «внешний облик», что они носят в жизни и с какими стереотипами о профессии сталкиваются.
Ксения Драныш
Многие творческие люди, не только художники, создают себе яркие образы и транслируют свои интересы и ценности через внешность. Но среди художников есть, конечно, и те, кто одевается незаметно и всю энергию направляют только в свои произведения. У меня это происходит по настроению. Я могу себя чувствовать отшельником и одеваться во всё черное каждый день, а могу — нарядиться в эпатажный костюм по воле импульса.Мне одинаково комфортно в обоих случаях.
Есть стереотипы, что художникам все равно, как выглядеть, и возникли они оттуда же, откуда «художник носит берет», «художник голодный», «все художники что-то употребляют». Во время творческих процессов действительно можно заляпаться. При этом все мы ходим на вернисажи, мероприятия, и, кажется, на них не встречаются неопрятные люди, чаще — наоборот. Для художников, как для визуалов, важно выглядеть стильно.

Мой гардероб делится на две части: базовые вещи обычных цветов и фасонов и яркие уникальные вещи для выпендрежа. Среди них дизайнерские экземпляры, этнические айтемы, вещи, которые я шила или создавала сама, костюмы, которые мне делали на заказ, какие-то необычные фасоны из винтажек или найденные на блошиных рынках. Всё это я миксую по настроению, и получается интересно. У меня много платков и ярких аксессуаров. А еще я люблю необычную обувь. Мне нравится Maison Margiela, Acne Studios, Heliot Emil.
Художница, блогер, инфлюенсер. Занимается современным искусством. Окончила Московский колледж художественных ремесел и МГХПА им. С.Г. Строганова, факультет художественной керамики.
Оля
Кройтор
Закончила Институт проблем современного искусства, художественно-графический факультет МГПУ. В инсталляциях, перформансах, объектах, коллажах и видео создает образы, затрагивающие тему урбанизма и проблем жителей мегаполисов.
Есть хороший фильм «Why Are We Creative?». В нем художники, писатели, философы отвечают на вопрос — что для них значит быть креативным, почему они занимаются творчеством. И Йоджи Ямамото отвечает: «Мы все хотим, чтобы нас поняли». Для меня это так.

Мне важен базовый гардероб. Но есть особенность — я чешусь от синтетических материалов. Поэтому вещей немного, но все они приятные для тела. И поэтому же почти всё, что я сейчас ношу — самое любимое и легко сочетаемое друг с другом. Хлопок, шелк, кашемир. Белое, черное, красное. В качестве guilty pleasure — розовый. Но не как у Барби, а нежный. Еще в моем гардеробе обязательны кеды adidas Originals. Ношу их если не каждый день, то через день точно.

Из дизайнеров мне нравится Йоджи Ямамото — за красоту кроя и способ мышления, Balenciaga — за ними интересно наблюдать. Но в целом, как и в случае с любимыми художниками, есть то, что на данном этапе тебе подходит, но на следующем может совсем не соответствовать. Хотя у меня, например, есть любимый парфюм — Jean Paul Gaultier Classic, он стал частью меня, не могу сменить его больше 15 лет.
Анна Сладкова
Современная российская художница, резидент Askeri Gallery. Работает в различных жанрах графики, живописи, скульптуры. Училась на художественном факультете ВГИК им. С. А. Герасимова. В 2018 году окончила Школу современного искусства «Свободные мастерские» при ММОМА.
Искусство само и художники с их образами влияют на моду. Например, то, что Сальвадор Дали делал для Schiaparelli, до сих пор восхищает, именно потому, что это часть его искусства. Иногда, когда слышишь имя художника, в голове сначала возникает его образ, а уже потом — работы, как в случае Яёи Кусама, ее творческий язык невозможно отделить от модного образа. А Такаси Мураками недавно вообще запустил собственный обувной бренд. Первые модели продолжают его художественные мотивы. Это интересно! Еще любопытно наблюдать за тем, что делает Loewe и их креативный директор Джонатан Андерсон. Их работа с фактурами, материалами, сюжетами, ремесленными техниками и современной культурой вызывает эмоции.

К биографии художника я прихожу через его произведения. Например, Ансельм Кифер — это величина, его искусство говорит и о нем самом, и о том, что он хочет донести миру. Причем работы так мощно говорят за него, что биография отходит на второй план. Но бывает и наоборот: картины художника буквально заставляют найти информацию о его жизни. Например, работы Ёсимото Нары однозначно вызывают желание узнать, как он пришел к этим образам, к названиям картин.

Для меня искусство — это способ глубже чувствовать реальность. Не просто жить, а проживать настоящее, подмечать малейшие колебания мира, искать метафоры к сложным чувствам и делиться ими через образы. Освоение любого дела — это путь развития личности. Мне интересно проходить путь художника.

Одежда всегда говорит о человеке многое, это факт. В тот недолгий период, когда я училась на художника-постановщика и работала в кино, костюм был одним из ключевых способов раскрыть характер персонажа. Одежда и обстановка вокруг без слов создавали историю героя. Так и в жизни. Когда человеку все равно, во что он одет — это тоже его портрет и способ самовыражения.

Оказалось, что больше всего в моем гардеробе платьев, но чаще всего я ношу брюки. Надо об этом подумать...
Устина Яковлева
Училась в Институте проблем современного искусства и МПГУ. Занимается текстильной скульптурой, абстрактной графикой, вышивкой и фотографией.
Я часто слышу про две крайности об образе художника. Это экстравагантный образ или очень простой минималистичный стиль. Для меня «одеться как художник» — это всё что угодно, главное, чтобы это соответствовало внутреннему состоянию и было гармонично. Я одеваюсь по-разному, но со временем появился любимый комфортный образ: длинные кафтаны, которые делает моя мама, в сочетании с длинными волосами. Это уже стало моей визитной карточкой в какой-то степени. Я люблю миксовать винтажные и дизайнерские вещи.Также я очень люблю вышивки, аппликации.
Одежду я использую как цветотерапию — всё зависит от состояния. Бывает так, что у меня идет период какого-то одного цвета, например синего, и он следует из одежды в работы или из работы в мои наряды. Или мне начинает нравиться определенный текстиль, например: бархат, потом шелк, потом прибавился жаккард. Так, постепенно набирается палитра из фактур и цветов.

Сай Твомбли и Питер Дойг мои любимейшие живописцы. Яёи Кусама — классный пример, как можно превратить свою психическую особенность в метод искусства и покорить этим весь мир. Дэвид Хокни — настоящий творец и исследователь, написал книгу и снял фильм «Секретное знание». Мне импонирует, как он применяет новые технологии в живописи, он узнаваем, но постоянно меняется и очень жизнерадостен в свои 87 лет.

Художники тонко сонастроены с информационным полем и быстрее всех считывают тенденции, новые актуальные образы и сразу могут воплотить их в своих работах. Это происходит быстрее, чем в других индустриях, где производство занимает больше времени, согласований и часто финансовых затрат. Художник более свободен в эксперименте и может зайти гораздо глубже в своем поиске, не ограничивая себя рамками коммерческого успеха.
Евгения Бардина
Художница, дизайнер Музея русского импрессионизма. Выпускница МХГПА им Строганова и Школы «Свободные мастерские» при МОММА.
У меня огромное количество вещей испачканы краской, даже те, в которых я не рисовала: я могу случайно задеть сырой холст или испачкаться о то, что ношу с собой — карандаши, маркеры (все сумки внутри у меня немного испачканы мелками или гелевыми ручками). Но всё это не означает, что художник не может элегантно одеться. Да и вообще я бы не выделяла стиль людей творческих профессий как-то особенно. Он у человека либо есть, либо его нет. И специальность здесь не при чем.

Я люблю базу: голубые джинсы лаконичного кроя, обыкновенные хлопковые футболки, какие-то простые лонгсливы нейтральных цветов. Летом чуть веселее: это всегда легкие юбки, часто с цветочными принтами, и биркенштоки. Но влюбиться могу и во что-то этническое или фольклорное в одежде, например, яркие косынки. Нравится, когда народные мотивы встречаются в музыке, в принтах, когда люди классно переосмысляют старину и ту красоту, которую создавали наши прародители. История всегда обогащает любое из искусств.

Я обожаю всё, что касается фешен-индустрии. Черпаю вдохновение из архивных фотосъемок, много чего беру оттуда — это Yohji Yamamoto, Prada 90-х годов, Jil Sander, Gucci, Tom Ford, Comme Des Garcons.

Для хорошей плодотворной работы нужно не просто вдохновение, мне важно отдыхать, отвлекаться, много гулять и смотреть. Из последнего понравился фильм «Город бога», выставка «Адепты красного» в Третьяковке (я очень люблю Малявина). Ну и, конечно, в Музее русского импрессионизма всегда красиво, уютно и интересно. А еще важно много работать, не лениться, искать, пробовать и еще раз пробовать. Только в работе рождается что-то новое.
Стараюсь 2-3 раза в неделю оказываться в фитнес-зале — это либо йога, либо бассейн и обязательно баня, хаммам. Еще мне помогает общение с близкими людьми: иногда хороший разговор может вытащить из ужасного состояния и очень успокоить или замотивировать.
Материал подготовлен Юлией Мануковой
Фото предоставлены героинями