Новая лаконичность: что происходит с минимализмом сегодня
Любопытно наблюдать за трансформациями минимализма и нашим отношением к нему и хочется отметить, что с каждым годом ценителей и поклонников четких линий, строгих силуэтов и монохрома становится всё больше, а это отличный повод рассмотреть тенденцию с позиции сегодняшнего дня, возможно, узнав о ней что-то новое.
Текст: Юлия Манукова
Отношение к нарядам как выражению статуса стало меняться на глазах. Крупные модные дома переключились на шикарый и дорогой минимализм, в то время как молодые дизайнеры и небольшие бренды взялись за формирование новой эстетики и создании концептуального направления.
Минимализм: начало
Вообще, образцовым минимализмом можно уверенно считать то, что создавали Жиль Сандер и Хельмут Ланг в начале 1990-х, хотя сам термин «минимализм» появился в 60-х в среде американских художников, которые отвергали традиционные представления в живописи и скульптуре и предлагали максимальную лаконичность взамен сложным формам выражения.

Так и мода сфокусировалась больше на форме и ткани, чем на функциональности. Дизайнеры принялись убирать «лишнее», и это стало новаторским решением и новом ответом на расточительность и избыточность в одежде, царивших в восьмидесятых.
Линда Евангелиста, 1996
Кейт Мосс на показе Issac Mizrahi, 1994
Эмбер Валлетта, 1995
Еще к влиятельным «теоретикам» минимализма относится Анн Демельмейстер, которая буквально собирала предметы одежды из кусков ткани, используя одновременно шелк, шерсть и превращая одежду в арт-объект.
Исследование одежды
Минимализм вообще не такой простой, каким может казаться на первый взгляд. Например, Maison Martin Margiela представлял его в революционно дерзком ключе, демонстрируя чудеса деконструкций, немыслимо сложных форм, блестяще проявленных в техническом исполнении.

Процесс дизайна здесь служил скорее ради исследования одежды и того, что можно с ней сделать, поэтому в ход шли любые эксперименты — как с гендерными понятиями (стиль «унисекс» как раз появился в девяностых), так и с тканями и оттенками, среди которых доминировал черный цвет.
Yohji Yamamoto, весна-лето 1986
Линда Евангелиста, архив
Ищите женщину
Следующая волна более «спокойного» минимализма связана с Хельмутом Лангом. Его коллекции были не менее структурированными, но абсолютными в своей простоте. Дизайнер, наряду с Jil Sander, стремился создать гардероб, благодаря которому человек мог бы выглядеть элегантно и утонченно без усилий. Такой подход к моде акцентировал внимание на естественной сексуальности женщины, которая не затмевается вещами, а подчеркивается с помощью «простой», но роскошной одежды.
В том же ключе работал Кельвин Кляйн, стремившийся показать сначала женщину, а потом уже то, что на ней надето.
Подобный подход к моде идеально адаптировала к жизни Кэролин Бессетт-Кеннеди, которая была не только директором по связям с общественностью Calvin Klein, но и настоящей музой и иконой минимализма девяностых.
Calvin Klein, 1994
Calvin Klein, 1994
Джон Ф. Кеннеди младший и Кэролин Бессетт-Кеннеди, 1999
Означало ли это, что минимализм полностью исчез из культурного сознания? Или вытиснился еще одним сильным соперником — стритвиром? Нет. Пройдя огонь, воду и пандемию, современный минимализм приобрел заметные черты классического гардероба, легко зашел в мейнстрим и, кажется, больше не собирается сдавать позиций.
В дальнейшем судьба минимализма складывалась циклично и не всегда гладко. Глянцевые журналы и фешн-блогеры пропагандировали чрезмерность гардероба, вновь представляя моду как праздник, когда «всё лучшее сразу» стоит воспринимать буквально ради фото для социальных сетей и вообще поднятия настроения. Да и в дальнейшем маятник качнулся в сторону «уродливой моды» и максимализма Gucci, которые ослабили позиции «тихой» одежды, предложив людям что-то вроде нового развлечения и жизнерадостного шоу.
Минимализм vs максимализм
Кайя Гербер, 2021
Кейт Миддлтон, 2021
Конечно, успеху в каком-то смысле способствовало движение этичной моды с концепцией «чем меньше — тем лучше», да и людям сегодня хочется тратить деньги на то, что завтра не устареет и не потеряет актуальность. Но еще одна немаловажная причина — переизбыток информации и модных новостей, которые вызывают тревогу, отвлекают и дают понять, что за всеми этими бестселлерами не угнаться.
Несмотря на внешние ограничения в крое, оттенках и силуэтах, минимализм предпочитают те, кто тянется к свободе — от трендов, убеждений, навороченных деталей и показательной яркости. Его сложно навязать: это тот самый случай, когда хочется вспомнить крылатое выражение «Всему свое время».
Новые смыслы
Так стала цениться надежность и безопасность одежды, а еще желание проживать свою собственную жизнь, когда больше нет сил на соцсети и образы напоказ.
Берлин, стритстайл
Неделя моды в Стокгольме, весна-лето 2022
Каролина Куркова, 2021