Как образы футбольных фанатов стали одной из важных тенденций современности
Униформа среднего класса и кроссовки adidas
Считается, что история футбольных фанатов началась еще в конце 70-х в Ливерпуле и Манчестере. Их стиль часто называют terrace casual, по аналогии с террасами, самыми дешевыми стоячими местами на стадионах, а самих представителей этой субкультуры — casuals.
Благодаря недорогим билетам на поезда (например, проездной Interrail на месяц по всей Европе стоил всего 15 евро), в начале 80-х английские фанаты стали ездить вслед за своими клубами на турниры в Европу. Там они познакомились с ранее недоступными в Великобритании брендами: Fila, Ellesse и Lacoste.
Чтобы перед матчами и после не привлекать внимание полиции, они выбирали стиль обеспеченного среднего класса — поло, спортивные костюмы, джемперы
с v-образным вырезом, дорогие кроссовки. И если для адвокатов и бизнесменов это была экипировка выходного дня, то casuals стали носить ее каждый день, опередив тренд на спортшик на многие годы вперед. (Надо понимать, что денег на такую одежду у casuals не было, поэтому они просто ее воровали в магазинах, а часть из них перепродавали у себя на родине.)
К концу 80-х casuals добираются до Италии, где обращают внимание на главных модников того времени — paninaro. Именно с их подачи в гардеробах фанатов оказались технологичные бренды. Одежда C.P. Company и Stone Island, созданная дизайнером Массимо Ости, становится одним из символов casuals и до сих пор прочно ассоциируются с этой субкультурой.
Отдельной любовью фанатов были кроссовки adidas. Прежде всего, речь идет о классических моделях для тренировок и игры на поле: Stan Smith, Samba, Campus, Gazelle, силуэты из так называемой City Series, серии кроссовок, посвященной различным городам. Многие футбольные фанаты уже в 80-е коллекционировали кроссовки и, фактически, были одними из первых сникерхедов.
Отборочный матч Чемпионата мира 1990 года, Польша — Англия
Футбольные фанаты на Чемпионате Европы, 1992 г. На фото можно увидеть главные приметы стиля casuals — объемные парки, широкие джинсы, классические кроссовки adidas.
Поп-культура и новое поколение
К середине 90-х годов с вниманием СМИ футбольные фанаты из небольшой субкультуры становятся заметным течением. Сначала это происходит благодаря брит-попу и братьям Галлахер из группы Oasis, которые выросли на футбольных террасах и одевались как casuals. Стиль футбольных фанатов становится знаком даже тем, никогда не бывал на дерби.
К началу двухтысячных подключается и кинематограф: в 2005 году выходит фильм «Хулиганы зеленой улицы», который возвращает интерес к субкультуре футбольных фанатов и тому, как они выглядят. Внимание не исчезает вплоть до 2010-х. Как предполагает консультант adidas Гэри Аспден, причина в том, что у первого поколения футбольных фанатов подросли дети, которые захотели выглядеть так же, как их отцы. В моде нормкор, так что образы casuals идеально вписываются в тренды нового десятилетия.
Чарли Ханнэм и Элайджа Вуд в униформе фанатов: на Чарли — плащ Stone Island, на Элайдже — куртка из денима. Съемки фильма «‎Хулиганы зеленой улицы», 2005 г.
Коллаборации и трендовый bloke core
Сейчас все вновь говорят про стиль casuals, и дело не только в Чемпионате мира, который недавно завершился в Катаре. Футбол остается самой популярной в мире игрой, поэтому логично, что экипировка футболистов и образы фанатов со временем добрались даже до высокой моды. Многие бренды, например, Balenciaga выпустили коллекции, вдохновленным униформой спортсменов, другие — например, Moncler и Palace, сотрудничали с самыми титулованными клубами.
Одним из трендов тик-тока в 2022 стал bloke core, стиль своего парня с района, вдохновленный casuals. И если раньше стиль фанатов был популярен только в Европе, то теперь благодаря соцсетям добрался до Америки и Азии, где стал для многих возможностью примерить на себя что-то новое вместо уже поднадоевших оверсайз-худи и массивных кроссовок.
Беспорядки на матче Польша — Германия в Забже, 4 сентября 1996 г.
Текст: Илья Вахошкин
Фото: Getty Images: Phil O'Brien
Смотреть весь список

Mick Eason, PA Images, Mirrorpix, picture alliance

от английских слов ‎bloke — район,
core — ядро
Cубкультура, название которой произошло от названия миланской закусочной, где любили собираться ее представители. Считается, что именно paninaro первыми придумали сочетать винтаж, экипировку и дорогую дизайнерскую одежду.